"Херсонський вісник" 29 січня 2004 г.
«Это человек, встревоженный богом», - так говорят о человеке талантливом. Еще не приобретенную способность называют искрой. Музыкальное видение или чувство музыки присуще многим. А вот способность превращать всемирную оранжерею звуков в свой собственный сад, воссоздавать оттенки ощущений, событий и несбывшихся снов в свою музыкальную ленту, или просто умение прочесть музыкальную фантазию - это композиционная сущность, которая и наполняет, и составляет природу композитора. В творческой жизни человека создающего бывают периоды некого
затишья и ожидания, ассоциируемые с лунным светом. Бывают периоды взлета, когда все удается, музыка рождается легко, непринужденно и имеет большой успех, ассоциируемый с солнечным светом. Бывают периоды спада, которые похожи на затмение солнца.
Но все это - лишь составляющие одного здорового, умеренного творческого процесса и вечного поиска. Луна, солнце, затмение, огонь и дождь... Можно искать соприкосновение этих начал, этих стихий - можно не искать. В любом случае, они сосуществуют динамично, в беспрерывном движении, стремясь всегда к слиянию, гармонии и рождению нового. В таком круговороте не иссякает творческая энергия, свежие идеи и композиторские образы Александра Гоноболина - человека, который дарит нам музыкальный дождь, дыша взаимным обменом - слушатель - музыкант. «Декабрь нагрянул как непредвиденная весна».
Александр Чарльзович, а в каких музыкальных образах и красках Вы видите нынешнюю зиму?
- Мною задуман цикл концертов «Времена души», состоящий из четырех произведений: «Весна» - романтика и лирика, основанная на свежести и обновлении, «Лето» - джазовые звуки, пропитанные зноем и «Осень» - контрастные сочные перемены, слившиеся в стиле модерн. Премьера же первого произведения «Зима», которому присуща классическая манера, настроение стиля барокко, где пышность и роскошь убранства - основные черты, уже состоялась в начале этого года в сопровождении Николаевского муниципального камерного оркестра.
Как Вы воспринимаете зависть, верите ли Вы восторгу и что для Вас достоверность в профессии?
- Достоверность в профессии? Это когда люди верят моей музыке и моему исполнению. Я вижу их глаза, слезы, улыбки - это показатель достоверности. Зависть не воспринимаю. Мне жаль тех людей, кто унижает себя и оскорбляет завистью. А вот лесть не вызывает у меня эмоций. Я знаю плюсы и минусы своего творчества, и верю только заслуженному восторгу.
Ваша музыка рождается вопреки - в борьбе, или благодаря - на благодатной почве?
- Музыка рождается потому, что ей нужно родиться. Это происходит благодаря чувствам. Творчество для меня - это общение с людьми. Вся моя музыка написана на основе человеческих отношений. Я часто чувствую волю какой-то неосязаемой силы: кто-то свыше открывает во мне что-то, некое новое сочетание нот, а иногда и требует: «Иди, пиши!». И эта потребность может возникнуть когда угодно. Главное - успеть записать тезис. Очень важно не лениться принимать то, что приходит. Музыка может существовать без поэзии, поэзия без музыки. Но когда происходит слияние этих двух искусств, говорят, что родилась песня.
С кем из херсонских поэтов Вам довелось разделить «родительские права»?
- Если говорить о родительских правах, а не о случайном или одноразовом сотрудничестве, то я бы назвал два имени. Мы близки по жизни и духовно с Борисом Чуприной. Мне нравится его образ мышления, он прост, доступен, искренен и одновременно глубок. Этой гармонией наполнены и его спектакли, и его песенные тексты. Кстати, на конкурсе, посвященном 225-летию Херсона, песня на слова Бориса Чуприны заняла 1-ое место.
Второе имя - Владимир Гаухман. Этот человек известен как прекрасный доктор и поэт. Найти хорошие стихи достаточно трудно - и авторами, с которыми хочется работать постоянно, я очень дорожу. Одно из последних произведений, созданное нами совместно - песня «Осень души», которую исполнил дуэт Л. и В. Анисимовых.
Умение вызывать вдохновение - это пик мастерства или тупик в созидании, эдакая медленная потеря крыльев?
- Вызвать вдохновение невозможно! Это как любовь - она или есть, или ее нет. К счастью, я всегда нахожусь в этом состоянии -в состоянии вдохновения.
В каком масштабе музыкального выражения Вы более раскованны: монументальном многообразии или тонком соло?
- Когда я играю сам, то беру на себя ответственность за происходящее. Это мое музыкальное высказывание, направленное в зал - и в нем я уверен. Когда мои произведения играют другие исполнители, то в этом есть риск для меня, ведь происходит выражение моих чувств через призму других людей - музыкантов, которые, конечно же, видят мои произведения по-своему. Безусловно, я раскован в сольном исполнении. Но вообще, думаю, мне повезло в том, что я еще живой - и могу услышать, как звучат мои произведения. Для автора музыки это редкая возможность.
Музыкальное воздержание для Вас - на пользу или во вред?
- Мне оно не знакомо. Музыка, наверно, уже как опиум. Даже если устал, и хочется отдохнуть - не получается: снова что-то слышу - и не имею права не принять то, что мне дается.
В каких тонах - мажорных или минорных - Вы бы оценили положение искусства в сегодняшнем Херсоне?
- Сегодняшний музыкальный Херсон я оцениваю в серых тонах. Уже долгое время у нас в городе нет полноценного музыкального общения. Если раньше была возможность слышать известных исполнителей классической музыки и знакомиться с новыми именами, а город пестрил афишами гастролеров - то сегодня от филармонии осталась только вывеска.
А почему?
- Этот вопрос уже не ко мне.
Какая мелодия звучит на Вашем мобильном телефоне?
- Мое произведение «Ларго», посвященное великолепной женщине Жанин Лебре из французского города Сент-Этьен дю Руврэ, которая помогла многим херсонским коллективам. Я был удивлен, когда вдруг услышал свою мелодию на чужом телефоне. Так было не однажды - в Николаеве, в Венгрии. И мне это очень дорого, очень.
После состоявшихся концертов Вам ближе чувство неуемной самокритичности или удовлетворенного выдоха?
- У меня такое ощущение, что все это было не со мной. Будто я радовался за кого-то. Ощущение, что это было хорошо. Что кто-то играл, а кто-то слушал чью-то музыку....
Но эта чья-то музыка мне нравилась.
Елена ШУЛЬЦ, Татьяна КОНДАКОВА
Додати коментар